Право ж, что проку человеку
рассуждать о смысле жизни,
как о хлебе иль халве,
по-обывательски, со скукой,
если сердце в нём холодное
да «каша» в голове?
Право ж, что проку человеку
рассуждать о смысле жизни,
как о хлебе иль халве,
по-обывательски, со скукой,
если сердце в нём холодное
да «каша» в голове?
Увы, и на пути к спасению души,
что б ни было
и кто б ни шёл с тобою рядом,
едва ли всё же обойдётся
без испития, почти сократовского,
чаши с ядом!
Немало в мире тех, кому,
будь они при смерти,
считающим всё прибыль и убытки,
в порядке кажется вещей
с собой тащить на небеса
и все земные пережитки.
Судьба и доля наши,
даже при имеющихся всех
своих изъянах, что не счесть,
гораздо чаще, на поверку,
всего более бывают справедливы
те, что есть.
Всё же счастливая,
напротив ли, несчастная судьба,
будь хоть с рожденья он слепец или калека,
как ни крути, отнюдь не сваливается
по её прихоти
с небес на человека.
Ту меру смолоду блюди –
не позволяя истомить души
ни жадности, ни ярости,
ни прочим бешеным страстям, –
чтоб тебя силы молодые
не покинули и в старости.
В пути земном
от всевозможных искушений избавлению
едва ли можно было бы не радоваться…
и о несбывшихся желаниях иных,
в конце концов, перекрестясь –
от всего сердца не порадоваться!
Не дефицит воды иль пищи,
не защита от стихийных бурь,
от зноя или холода… –
нужда одна большая в мире –
в насыщении великого
духовного в нём голода.
Дурён бывает человек
ровно в той степени,
критерии же прочие все хрупки,
в какой оправдывать готов свои
и осуждать чужие
неприглядные поступки.
Что в деле трудном, что в пути,
бывает часто, даже после многих
пройденных преград,
довольно лишь остановиться,
чтоб уж в следующий миг
тем самым двинуться назад.
Не столько смерть сама страшна,
не так, быть может,
предстоящее своё исчезновение,
как в этом мире не оставить
по себе следа
и скорое здесь полное забвение.
Тренировать нелепо тело,
и, пожалуй, даже будет
безответственно весьма,
не озаботившись прежде всего
развитием и воспитаньем
сердца и ума.
Кто уклоняется от почестей,
того и с возвышения его
нельзя низвергнуть;
что невозможно доказать,
то, соответственно, едва ли
можно будет опровергнуть.
Серьёзность и сосредоточенность
есть всякого успеха
непременное условие.
Ничто так не вредит делам,
как между делом
допускаемое нами пустословие.
Любое знание,
чтоб пользуемым, подтверждённым быть,
должно иметь своих носителей;
любое стоящее дело
так же требует ещё
его достойных исполнителей.